Президент Дмитрий Медведев утвердил изменения в отдельные законы, имеющие целью усилить государственный контроль в сфере частной охранной деятельности. Федеральный закон от 22.12.2008 №272 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности» (далее ФЗ-272), принятый Госдумой 12.12.2008 и одобренный Советом Федерации 17.12.2008, официально направлен на совершенствование государственного контроля за осуществлением частной охранной и детективной деятельности в РФ. Давайте попробуем разобраться в тонкостях вновь вышедших поправок.
Касательно ЧОП Федеральным Законом предусматриваются следующие основные нововведения:
В целом очевидно, что вводятся дополнительные меры контроля за осуществлением частной охранной и детективной деятельности, а также усиление уголовной и административной ответственности за занятие незаконной частной детективной и охранной деятельностью. На практике это означает передел большого рынка охранных услуг, тесно связанного, в частности, с банковской сферой, и даже отчасти государственное регулирование количества ЧОП, а также подразумевается лишение банковских и других структур «карманной гвардии» в виде вооруженных служб безопасности (далее СБ).
Рассмотрим поочередно каждый из выделенных выше аспектов ФЗ-272.
Закон внес существенные изменения в требования к организационно-правовой форме охранной организации и ее учредителям: единственной организационно-правовой формой частной охранной организации (ЧОО) с 1-го января 2010-го года может быть только «Общество с ограниченной ответственностью», в связи с чем провести перерегистрацию ЧОП было необходимо в период с 1 июля 2009 по 31 декабря 2009 года. Ранее, как известно, ФЗ-312 от 30.12.2008 уже установил ряд требований к организации и регистрации юридических лиц в форме общества с ограниченной ответственностью – он вступил в силу с 1 июля 2009 года и предусматривает внесение изменений в уставные документы организаций, зарегистрированных в форме ООО до 2010 года.
Изменилась в сторону увеличения и сумма уставного капитала охранного предприятия, что, кстати, можно считать только положительным, оздоровительным нововведением для рынка охранных услуг. Охранный бизнес – это не та сфера деятельности, где можно начинать дело с десятком тысяч рублей на счету – оборотные средства и начальные вложение здесь сразу отражаются на возможностях, а вследствие этого и на надежности всего предприятия. Теперь соответствие уставного капитала организации заявленным видам оказываемых услуг будут проверять.
Положительно был встречен ЧОП перенос сроков окончания процедуры получения удостоверений охранников нового образца, а также внесения изменений в лицензию на право осуществления тех или иных видов охранных услуг, окончание процедуры оформления которых сдвинуто на 1 января 2011 года.
Помимо общих требований к уставу Общества с ограниченной ответственностью, в Уставе Частной охранной организации теперь должны быть отображены особенности, связанные со спецификой данной деятельности, которые будут контролироваться лицензирующим органом в процессе принятия решения о выдаче лицензии на осуществление тех или иных видов ЧОД. Вводится запрет на оказание иных услуг, за исключением охранных, либо осуществление иных видов деятельности. Отныне будут выдаваться лицензии не на все разом, а только на отдельные виды охранных услуг.
Тяжелые финансовые времена приводят и к потрясениям, и к разорению охранных предприятий. Тех же счастливчиков, которые смогут пережить кризис, касается такой приятный момент, как новое сотрудничество: банки вынуждены будут обращаться к ЧОО за охранными услугами, а многим ЧОО, в свою очередь, предстоит искать благосклонности у сильных и стабильных банков. И отныне все будут использовать весь свой арсенал явных и тайных средств, чтобы проверять соответствие своих потенциальных партнеров законам РФ. Министры и депутаты могут с удовлетворением отмечать, что они заставили всех дополнительно суетиться в это непростое время. «Естественный отбор», которого так ждали экономические теоретики, в самом разгаре, остается надеяться, что власти не будут чрезмерно усердствовать, поскольку рабочих мест для маленькой армии полупрофессиональных охранников, которая скоро окажется на улице, все еще нет, если не считать приветливо распахнутые двери военкоматов и кадровые отделы милиции общественной безопасности.
Безработица, безденежье толкают людей на преступления, сулящие решение накопившихся финансовых проблем в одночасье. В момент, когда кредитные организации теряют СБ, вооруженная и бронированная охрана им нужна как никогда ранее. Приятно отметить, что лучшего стимула для развития сферы действительно профессиональных частных охранных услуг в стране и представить нельзя. Выжившим ЧОО, ранее претендовавшим на присутствие в секторе «дорогой охраны», и при этом обходившимся символическими расходами, теперь придется тратить более значительные средства на обеспечение своих сотрудников спецоснащением, спецтранспортом (это будет в основном аренда), на возмездную аренду оружия в МВД.
Итак, в новом году с принятием изменений в действующее законодательство ликвидируются СБ юридических лиц. Некоторые организации, видимо, попытаются оперативно и качественно провести реорганизацию профильных структур в разрешенные ЧОО, стараясь обойтись без ущерба режиму безопасности. Однако чтобы не попасть под прессинг правоохранительных органов за нарушение действующего законодательства, всем лучше задуматься не об очередном обходе закона, а о прямом его выполнении – заключив полноценный договор с успешно прошедшим «превращение» в ЧОО частным охранным предприятием.
ЧОП, успевшие закрепить за своими КХО дополнительные «стволы» до 1 января 2010 года, как обещается, после трансформации в ЧОО смогут рассчитывать на их безвозмездную аренду. Это уже вылилось в практические действия руководителей многих ЧОП, закрепивших за своими организациями до конца 2009 года дополнительное оружие, так сказать, «на будущее». В перспективе этот фактор действительно может оказать решающее значение на стоимость вооруженных услуг и, соответственно, конкурентоспособность многих ЧОО в секторе вооруженной охраны.
Такое изменение не только необходимо, но и многими ожидается уже несколько лет. Если закон проявит должную твердость, специализированные центры спецподготовки, которые давно витают в мечтах некоторых руководителей групп безопасности, директоров ассоциаций, станут реальностью, а уровень профессионализма среднего охранника на всем пространстве СНГ значительно повысится.
Кроме перечисленных, ФЗ-272 вводит и другие новшества, среди которых ограничение на осуществление частной охранной деятельности в зоне проведения контртеррористических операций, регулирование участия иностранных юридических и физических лиц в деятельности по созданию и управлению ЧОО и инвестированию в них финансовых средств на основаниях и в рамках, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, а также многое другое.
03.11.09 года в Малом зале торгово-промышленной палаты РФ прошло заседание Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности. Заседание было посвящено рассмотрению правовых и практических проблем охранно-сыскной деятельности в свете грядущих изменений. Собравшиеся отметили, что необходимо пересмотреть сроки вступления в силу Закона ФЗ-272, учитывая тот факт, что подзаконные акты еще не подготовлены. Однако координационные советы, обозначившие 2010-й год переходным, не хотят этого делать, т. к. дальнейшие проволочки снова будут на руку вневедомственной и ведомственной охране МВД и ведомственным структурам других министерств – прямым конкурентам частного охранного бизнеса в России. Если быть объективным, даже само существование вневедомственных охранных структур грозит погубить охрану и сыск в стране, вместо ее конкурентного рынка снабдив министерства «мини-армиями», символизирующими борьбу чиновников за сферы влияния. Никакой надобности в ведомственных охранах на общем рынке услуг вообще нет, т. к. только ЧОО, сформированные примерно 50х50 из отставных/отслуживших по призыву военных и бывших силовиков, способны честно конкурировать на рынке охраны, не срастаясь с министерствами, ведомствами, банками настолько, чтобы становиться их «личной гвардией». К тому же, если удастся избавить ЧОП от «оков» МВД, действующие сотрудники утратят «охранные подработки» и смогут, наконец, не отвлекаться от борьбы с преступностью. Очевидно, что ведомственная охрана МВД должна охранять только имущество и личный состав МВД.
Антон Мальцев (Группа компаний «Ветераны силовых структур»).