(495) 226-26-07



Трудности перевоза

Фирмы платят жизнями своих сотрудников за нежелание платить инкассаторам

Герой фильма Люка Бессона нарушил только одно из нескольких правил перевозчика — и чуть не поплатился за это жизнью. Наши предприниматели, судя по свежим сводкам происшествий в СВАО, пренебрегают сразу всеми правилами перевозки ценностей.

25 миллионов в багажнике

У Ботанического сада в салоне «Жигулей» нашли залитые кровью тела. Двое мужчин везли в банк полмиллиона рублей — дневную выручку фирмы, которая владеет терминалами по оплате различных услуг. Забрав сумку с деньгами, преступники сделали водителю и экспедито­ру по контрольному выстрелу в висок. Как оказалось, роль инкассаторов выполняли люди без специальной подготовки, средств защиты и обороны.

А в Марьиной Роще жертвой разбойного нападения стал предприниматель. Целый день он возил по Москве в багажнике своего «Мерседеса» 25 млн рублей, пока не решил заправиться. Его застали врасплох трое вооруженных налетчиков, которые подкатили к АЗС на иногородней «девятке». Бандиты пальнули в воздух из пистолета, опустошили багажник «мерса» и умчались по улице Веткина. Ни в том, ни в другом случае преступников не нашли.

«Копейке» рубль сберегли

Среди предпринимателей бытует мнение, что проблема с перевозчиками — это проблема черного нала. Скрытые от официального учета, а стало быть и от налогообложения суммы становятся ла­комым куском для преступников. Увы, грабят всех без разбора.

В октябре прошлого года в день зарплаты остались ни с чем работники архитектурного колледжа. «Жигули» с водителем и женщиной-бухгалтером возвращались из банка, когда на Мурманском проезде в Останкине их прижал к обочине джип с тонированными стеклами и заляпанными номерами. Из него выскочили трое верзил с резиновыми палками и ножом. Выхватили у перепуганного главбуха пакет с полутора миллионами рублей, прокололи «архитекторам» колесо и скрылись.

Тем временем с официальными службами инкассации окружное УВД регулярно проводит совместные учения. Серьезных инцидентов с участием профессиональных перевозчиков почти не бывает. Два года назад инкассатор одного из банков принял выручку магазина «Копейка» в Бибиреве. На улице ему выстрелили из ракетницы в спину. От более тяжелых последствий его спасли бронежилет и служебный пистолет. Нападавший предпочел ретироваться без добычи.

Валюта оптом — проблемы в розницу

Серьезные деньги крутятся и у оптовых обменников. Долгое время милицейскую статистику портил такой пункт валюты на улице Хачатуряна, 7. Некоторых его клиентов после выгодной сделки (в ходу были суммы более 10 тысяч долларов США) либо грабили, либо обворовывали по пути следования.

По словам оперативников УВД СВАО, этот криминальный бизнес контролируют главным образом грузинские воры в законе. Моторизированные банды из числа бывших уголовников не просто «пасут» любого выходящего из обменного пункта, а снимают квартиры в доме напротив, наводят на объект мощную оптику, выставляют рядом с кассами наблюдателей, которые сообщают все необходимое о «денежном мешке» — будущей жертве. Дальше с ним работают либо борсеточники, либо накачанные парни с битами в руках.

Чтобы охотники за наличностью забыли сюда дорогу, сотрудники УГРО взяли улицу Хачатуряна и прежде всего сам обменный пункт на оперативный контроль. Двое участников преступной группировки, промышлявших здесь разбоем и грабежами, были задержаны и в прошлом году пошли под суд.

Огромные суммы доверяют дилетантам

Алексей Табунов, председатель совета директоров группы компаний «Ветераны силовых структур»:

— Крупные денежные суммы сплошь и рядом перевозят дилетанты. На своей безопасности многие предприятия и организации экономили и раньше. В период кризиса подобную деликатную, но небезопасную работу тем более будут выполнять доверенные лица из числа сотрудников. Между тем услуги инкассаторов вполне доступны даже небольшим фирмам: некоторые за ужин в ресторане выкладывают больше. Сопроводить ценный груз из одной точки Московского региона в другую двумя вооруженными охранниками на машине заказчика стоит примерно 6 тысяч рублей. Если используется транспорт (в том числе бронированный) охранной фирмы — 12 тысяч. Меньше — уже демпинг. И значит, услугу, скорее всего, предлагают непрофессионалы.

Число нападений будет расти

Александр Окунев, начальник отделения УВД СВАО по борьбе с разбоями и грабежами:

— Число нападений на перевозчиков, видимо, будет расти. Массовые сокращения, нехватка наличности, плюс к этому из зон выходят члены преступных сообществ, осужденные на большие сроки в 90-х годах. Многие потянутся в столицу. Впрочем, за разбоем на дорогах не всегда стоят бандитские группировки. Иногда это умелая инсценировка, с помощью которой должники пытаются решить проблемы с деловыми партнерами или банками. Мы сейчас занимаемся делом фирмы, у владельца которой вооруженные люди отобрали крупную сумму денег за несколько дней до того, как его компании предстояло расплатиться по кредиту. Мы предложили потерпевшему пройти испытание на полиграфе — детекторе лжи, чтобы удостовериться в верности его показаний. Но тот почему-то отказался.

Виноваты руководители фирм

Сергей Байков, начальник отдела московского филиала Петербургского социального коммерческого банка:

— Недавно ЦБ разослал очередное обращение к банкам с указанием ужесточить контроль за выдачей и приемом денежных средств. Ну и как этот контроль ужесточить? Стараясь минимизировать затраты, предприятия присылают, скажем, за зарплатой одного бухгалтера или курьера. Не выдать требуемую сумму уполномоченному лицу мы не вправе. ЧП же с перевозчиками почти всегда происходят по вине руководства организаций, поверьте моему опыту. Утечка информации об объемах денег, времени и маршрутах перевозки идет прежде всего оттуда. Как правило,источником является либо действующий сотрудник (криминалитет обычно втягивает таких в долги, а потом требует расплатиться нужной информацией), либо уволенный или обиженный, который готов насолить начальству просто из мести.

Игорь Панков, «Деловой Северо-Восток» №4-5 май 2009